Для детей 6-7 лет
  Печать E-mail  
 
Май
21
2018

Перечень художественной литературы для  чтения детям 6-7 лет в соответствии с  рекомендациями авторов программы «Радуга»

Сентябрь

Былина «Садко».

Народные сказки:

  • болгарская «Мальчик-пахарь»,
  • корейская «Умный мальчик»;
  • авторские сказки Э. А. Гофмана «Щелкунчик», Ц. Топелиуса «Жемчужина Адальмины».

Пьеса Е. Шварца «Снежная королева».

Стихотворение 3. Александровой «В школу».

Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».

Басни по выбору воспитателя.

Октябрь

Научно-фантастическая повесть Д. Свифта «Приключения Гулливера».

Рассказы и повести:

  • Б. Житков «Пудя»,
  • С. Образцов «Спасёнка»,
  • Р. Киплинг «Ваш покорный слуга — пёс Бутс,
  • С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (отрывки).

Авторские сказки: X. Лофтинг «Путешествия докторе Дулитла».

Пьесы:

  • Д. Барри «Питер Пэн и Венди»,
  • К. Сергеенко «До свидания, овраг».

Ноябрь

Сказки: П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Камен* ный цветок» (в сокращении);

Авторские сказки:

  • В. Жуковский «Сказка об Иване царевиче...»,
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.., «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • В. Даль «Старик-годовик»,
  • С. Аксаков «Аленький цветочек»,
  • А. Погорельский «Чёрная курица...»,
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (отрывки),
  • Н. Телешов «Крупеничка»,
  • А. Платонов «Умная внучка»,
  • Е. Пермяк «Золотой гвоздь»,
  • В. Катаев «Цветик-семицветик».

Декабрь

Сказки народов мира:    

  • венгерская «Двенадцатый сын»,
  • чешские «Высокий, Брюхастый и Глазастый», «Принцесса и ёж», «Волшебная сума»,
  • испанская «Курочка-королева»,
  • итальянская «Три апельсина»,
  • монскай «Принцесса-лягушка»,
  • вьетнамские «Юноша Тыква», «Чудесная жемчужина»,
  • корейские «Четыре желания», «Семеро братьев», «Платье феи», «Крупорушка», «Волшебная тарелочка»,
  • бирманская «Жемчужинка и жаба»,
  • японские «Момотаро», «Воробей с обрезанным языком», «Хатикацуги», «Горбатый воробей»,
  • китайская «Финиковая косточка».

Стихотворения:

  • К. Бальмонт «К зиме»,
  • И. Бунин «Осенняя ночь», «Первый снег»,
  • И. Суриков «Зима»,
  • Л. Чарская «Зима».

Народные сказки, рассказы, басни, пьесы по выбору воспитателя.

Январь

Авторские сказки:

  • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе» («Незнайка мечтает», «Как Незнайка совершал хорошие поступки», «Незнайкина мечта исполняется»),
  • Ю. Олеша «Три толстяка»,
  • В. Гауф «Холодное сердце»,
  • С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,
  • К. Булычёв «Приключения Алисы».

Февраль

Народные сказки:

  • верховинская «Сказка про бедного человека и Вороньего царя»,
  • словенская «Пастушок»,
  • чешская «Златовласка»,
  • словацкая «Двенадцать месяцев»,
  • болгарская «Почему старикам почёт» в обработке А. Гайдара («Сказка о Мальчише-кибальчише»),
  • К. Чуковского («Храбрый Персей»),
  • Д. Нагишкина («Храбрый Азмун»).

Рассказы В. Чаплиной «Кинули».

Март

Народные сказки:

  • сказка народов Африки «Верблюд, слон и куреге»,
  • греческая «Змеиное деревце»,
  • индонезийская «Как появился рис»,
  • монгольская «Ванга»,
  • филиппинская «Цапля и буйвол»,
  • Г-X. Андерсен «Дюймовочка», «Русалочка»,
  • А. Линдгрен «Рони — дочь разбойника»,
  • С. Прокофьева «Приключения плюшевого тигра»,
  • А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей».

Стихотворения:

  • С. Фруг «Где царство сказок?»,
  • К. Фофанов «Дары водяного»,
  • С. Городецкий «Колдун»,
  • М. Потёмкин «Мухоморы»,
  • В. Рождественский «Над книгой».

Апрель

Стихотворения:    

  • Е. Баратынский «Весна, весна...»,
  • А. Барто «Апрель»,
  • Е. Благинина «Журавушка»,
  • О. Высотская «Первомай»,
  • Я. Колас «Песня о весне»,
  • Я. Купала «Тракторы снуют по полю»,
  • Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»,
  • Л. Модзалевский «Времена года», «Ожидание весны»,
  • Ж. Парамонова «Знаки Зодиака»,
  • Р. Сеф «Лицом к весне»,
  • Т. Собакин «Стань астрономом»,
  • А. Хайт «Над землёю».

Народные сказки:

  • китайская «Волшебные зеркала»,
  • японская «Груши нара»,
  • индийская «Находчивый дровосек».

Рассказ К. Ушинского «Четыре желания».

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ:

1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде»
2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
3. Сказки народов мира: — Сказки народов Прибалтики — Татарские народные сказки — Тридцать три Егорки(скороговорки) — Японские народные сказки
4. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Бажов «Сказы»
6. Ершов «Коне-Горбунок»
7. Одоевский «Мороз Иванович»
8. М.Коршунов»Петька и его,Петькина жизнь»,»Дом в Черемушках»
9. Е.Чарушин «Никита и его друзья»
10. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
11. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят»
12. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
13. В.Хмельницкий «Соловей и бабочка»
14. Берестов «Как найти дорожку»

Стихи:

  • Заходер стихи и сказки
  • О.Григорьев «Стихи»
  • Л.Квитко Стихи для детей
  • С.Маршак Сказки,песни,загадки
  • Н.Матвеева стихи
  • Г.Остер «Вредные советы»
  • Мориц «Большой секрет для маленькой компании»стихи
  • Демьянов»Ребятишкина книжка»
  • А.Шибаев «Язык родной,дружи со мной»
  • Владимиров Ю.»Чудаки»

Зарубежные авторы:

  • Родари «Приключения Чиполлино»
  • Т.Янсон «ветер в ивах»
  • А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»
  • А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
  • А.деСент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Толкиен «Хоббит»
  • Т.Янсон «Шляпа Волшебника»

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

 

Почему дети не читают Чтобы ребенок стал читайкой Роль сказки в жизни ребенка

 

   

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ >>>Буквы

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ>>>Тексты для чтения детей

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ>>>Читаем вместе с мамой

РИФМУЕМ>>>

Учим детей рифмовать

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ>>>

Собери пословицу

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ>>>

Фразеологизмы

Обновлено 22.05.2018 13:09
 
 
 
Для детей 5-6 лет
  Печать E-mail  
 
Май
21
2018

Перечень художественной литературы для  чтения детям 5-6 лет в соответствии с  рекомендациями авторов программы «Радуга».

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Песенки

  • «Как на тоненький ледок...»;
  • «Никоденька-гусачок...»;
  • «Уж я колышки тешу...»;
  • «Как у бабушки козел...»;
  • «Ты мороз, мороз, мороз...»;
  • «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»;
  • «Ранним-рано поутру...»;
  • «Грачи-киричи...»;
  • «Уж ты, пташечка, ты залетная...»;
  • «Ласточка- ласточка...»;
  • «Дождик, дождик, веселей...»;
  • «Божья коровка...».

Сказки

  • «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
  • «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой;
  • «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто
  • «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;
  • «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова;
  • «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергин;
  • «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
  • «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА

Песенки

  • «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева;
  • «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака;
  • «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой;
  • «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
  • «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки

  • «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
  • «Чудесные истории про зайца по имени Лек»,
  • сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
  • «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Поэзия.

  • И. Бунин. «Первый снег»;
  • А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);
  • А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»;
  • М. Цветаева. «У кроватки»;
  • С. Маршак. «Пудель»;
  • С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
  • И. Никитин. «Встреча зимы»;
  • А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил...»;
  • С. Черный «Волк»;
  • В. Левин «Сундук», «Лошадь»;
  • М.Яснов «Мирная считалка»;
  • С. Городецкий «Котенок»;
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»;
  • А. Барто «Веревочка».

Проза

  • В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы);
  • Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»;
  • Н. Носов «Живая шляпа»;
  • Алмазов «Горбушка»;
  • А. Гайдар «Чук и Гек» (главы);
  • С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  • К. Паустовский «Кот-ворюга».

Литературные сказки

  • Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы);
  • B. Бианка. «Сова»;
  • Б. Заходер «Серая звездочка»;
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»;
  • П. Бажов «Серебряное копытце»;
  • Н. Телешов «Крупеничка»;
  • В. Катаев «Цветик-семицветик».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН

Поэзия

  • А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака;
  • В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
  • Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Э
  • Лж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
  • «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки

  • X. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского;
  • Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака;
  • А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

  • «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
  • И. Белоусов «Весенняя гостья»;
  • Е. Благинина «Посидим в тишине»;
  • Г. Виеру «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима;
  • М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»;
  • М. Карем «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
  • А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);
  • И. Суриков «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

  • Ю. Владимиров «Чудаки»;
  • С. Городецкий «Котенок»;
  • В. Орлов «Ты скажи мне, реченька...»;
  • Э. Успенский «Разгром».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русские народные сказки.

  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);
  • «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки

  • «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы;
  • «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
  • «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза

  • Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
  • Г, Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»;
  • Л. Пантелеев «Буква „ы"»;
  • М. Москвина «Кроха»;
  • А. Митяев «Сказка про трех пиратов».

Поэзия

  • Я. Аким «Жадина»;
  • Ю. Мориц «Домик с грубой»;
  • Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»;
  • Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал,..»;
  • Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;
  • Б. Заходер «Приятная встреча»;
  • С. Черный «Волк»;
  • А. Плещеев «Мой садик»;
  • С. Маршак «Почта».

Литературные сказки

  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (главы);
  • О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца;
  • Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
  • Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде;
  • «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»;
  • Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»;
  • А. Митяев «Сказка про трех пиратов».
Обновлено 22.05.2018 13:23
 
 
 
Для детей 2-4 года
  Печать E-mail  
 
Май
21
2018

Примерный список литературы для чтения по программе «Радуга»:

Вторая  младшая  группа
Сентябрь, октябрь, ноябрь.  Для  чтения  детям.

РУССКИЙ  ФОЛЬКЛОР

Песенки. Потешки

  • «Пальчик-мальчик…»,
  • «Заинька, попляши…»,
  • «Ночь пришла…»,
  • «Сорока, сорока…»,
  • « Еду к бабе, еду к деду…»,
  • «Тили-бом! Тили-бом!...»

Сказки

  • «Колобок», обр. К.Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А.Н.Толстого;
  • «Кот, петух и лиса», обр.М.Боголюбской.

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА

Песенки

  • «Кораблик»,
  • «Храбрецы», англ., обр. С.Маршака; 
  • «Что за грохот», пер.. с латыш. С.Маршака;
  • «Помогите !» пер. с чеш. С.Маршака.

Сказки

  • «Рукавичка»  укр. обр. Е. Благининой;
  • «Два жадных медвежонка» венг. обр. А.Краснова и В.Важдаева;
  • «Упрямые козы» узб.обр Ш.Сагдуллы

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Поэзия

  • К.Бальмонт «Осень»;
  • А.Блок «Зайчик»;
  • А.Кольцов  «Дуют ветры» из стих  «Русская песня»;
  • А.Плещеев «Осень наступила»;
  • А.Майков «Колыбельная песня»; 
  • А.Пушкин «Ветер, ветер. ты могуч!» из  «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • С.Черный «Приставалка»,«Про Катюшу»; 
  • С.Маршак «Зоосад», «Жираф», «Пингвин», «Верблюд»,  «Где обедал воробей» ( из цикла «Детки в клетке»);
  • К.Чуковский «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр».

Проза

  • К.Ушинский «Петушок с семьей», «Уточки»;
  • Т.Александрова «Медвежонок Бурик»;
  • Б.Житков «Как мы ездили в зоологический сад», « Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон  купался» ( из книги « Что я видел»); 
  • М.Зощенко «Умная птичка»; 
  • Г.Цыферов «Про друзей», « Когда не хватает игрушек» ( из книги « Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
  • К.Чуковский « Так и не так».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН

Поэзия

  • Е.Виеру « Ежик и барабан», пер. с молд. Я.Акима; 
  • П.Воронько «Хитрый ежик», пер. с укр. С.Маршака; 
  • Л.Милева «Быстроножка и серая Одежка» пер. с болг. М.Маринова; 
  • А.Милн «Три лисички», пер. с англ. Н.Слепаковой.

Проза

  • Д.Биссет «Лягушка в зеркале», пре. с англ. Н.Шерешевской; 
  • Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». пер.с англ. О.Образцовой; 
  • Ч.Янчарский « Игры». «Самокат» ( из книги « Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польс. В.Приходько

Декабрь, январь, февраль.  Для чтения  детям

РУССКИЙ  ФОЛЬКЛОР

Песенки, потешки, заклички

  • «Как у нашего кота…»,
  • «Сидит белка на тележке…»,
  • «Ай, качи-качи-качи…»,
  • «Жили у бабуси…»,
  • «Чики-чики-чикалочки…»,
  • «Кисонька-мурысенька…»,
  • «Заря-заряница…».

Сказки

  • «Гуси-лебеди»,
  • «Снегурочка и лиса», обр. М.Булатова, 
  • «Лиса и заяц». обр. В.Даля

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА

Песенки

  • «Маленькие феи», англ. обр.С Маршака; 
  • «Танцуй, моя кукла», пер. с норв. Ю. Вронского; 
  • «Купите лук…», пер. с шотл. И.Токмаковой; 
  • «Две фасольки, три боба», пер. с лит. Е. Юдина.

Сказки

  • « У солнышка в гостях», пер. с словац. С.Могилевской и Л.Зориной; 
  • «Лиса-нянька», пер.с финс. Е.Сойни; 
  • «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л.Грибовой.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ  РОССИИ

Поэзия

  • С.Городецкий «Кто это?»; 
  • А.Пушкин « Свет наш, солнышко!», « Месяц, месяц…»   ( из « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 
  • В.Берестов «Курица с цыплятами», « Бычок»; 
  • Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; 
  • С.Маршак «Тихая сказка»; 
  • В.Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо»; 
  • К.Чуковский « Муха-цокотуха». «Ежики смеются», «Елка».

Проза

  • Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; 
  • Л.Воронкова « Маша-растеряша», «Снег  идет» ( из книги «Снег идет»); 
  • Н.Носов « Ступеньки»; 
  • Д.Хармс « Храбрый еж»;
  • А.Н.Толстой «Петушки».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН

Поэзия

  • Я. Балтвилкс «Стишки с отгадками», пер. с латыш.Д.Цесельчука; 
  • Н. Забила «Карандаш», пер. с укр. З.Александровой; 
  • С. Капутикян «Кто скорее допьет». пер. с арм. Т Спендиаровой.

Проза

  • Е.Бехлерова « Капустный лист» пер. с польс. Г.Лукина; 
  • А.Босев  « Трое» пер. с болг. В. Викторова;  
  • Б.Поттер «Ухти-Тухти» пер. с англ.О Образцовой; 
  • Й.Чапек «Трудный день», «В лесу», « Кукла Яринка» ( Из книги «Приключения песика и кошески»), пер. с чешск. Г. Лукина.


Март, апрель, май.  Для чтения детям

РУССКИЙ  ФОЛЬКЛОР.

Песенки, потешки, заклички.

  • «Травка-муравка…»,
  • « На улице три курицы …»,
  • «Тень, тень, потетень…»,
  • «Курочка-рябушечка…»,
  • «Дождик, дождик, пуще…»,
  • «Божья коровка…»,
  • «радуга-дуга…»

Сказки

  • «Бычок-черный бочок, белые копытца» обр. М.Булатова; 
  • «У страха глаза велики» обр. М.Серовой; 
  • «Теремок « обр. Е.Чарушина.

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ  МИРА.

Песенки

  • «Три зверолова «, англ., обр. С.Маршака ;  
  • «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод «, пер. с чешс. С.Маршака; 
  • «Ой в зеленом бору…», укр., обр  Р.Заславского.

Сказки

  • « Пых», белор., обр. Н. Мялика;  
  • «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю.Ванага, пер. Воронковой; 
  • «Коза- дереза», укр., обр. Е. Благининой; 
  • «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; 
  • «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю.Чубкова.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ПОЭТОВ И  ПИСАТЕЛЕЙ  РОССИИ

Поэзия

  • К. Бальмонт «Комарики-макарики»; 
  • И.Косяков « Все она»; 
  • А.Майков « Ласточки примчалась…( из  новогреческих песен); 
  • А.Плещеев «Сельская песня», «Весна» ( в сокр.);  
  • А.Барто и П. Барто «Девочка чумазая»;  
  • С.Маршак « Сказка об умном мышонке»; 
  • В. Маяковский « Что ни страница- то слон, то львица»; 
  • С.Михалков «песенка друзей»; 
  • Э.Мошковская « Жадина»; 
  • И.Токмакова «Медведь»; 
  • К.Чуковский « Айболит», « Чудо-дерево», « Черепаха».

Проза

  • В.Даль « Ворона»; 
  • Л.Толстой « Птица свила гнездо..»;  «Таня знала все буквы..»; «У Вари был чиж…», « Пришла весна…»;   
  • К.Ушинский « Васька», « Лиса-Патрикеевна»;  
  • В.Бианки « Купание медвежат»;  
  • Ю.Дмитриев «Синий шалашик»;  
  • С.Прокофьева «Маша и Ойка», « Когда можно плакать», « Сказка о невоспитанном мышонке « ( из книги «Машины  сказки»); 
  • В.Сутеев « Три котенка»;  
  • А.Н.Толстой «Еж», «Лиса».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ПОЭТОВ  И ПИСАТЕЛЕЙ  РАЗНЫХ  СТРАН

Поэзия

  • А.Босев «Дождь» пер. с болг. И.Мазнина;  
  • «Поет зяблик» пер. с болг. И.Токмаковой; 
  • С.Капутикян «Маша не плачет» пер.с арм. Т. Спендиаровой; 
  • М.Карем « Мой кот» пер.с франц. М.Кудиновой

Проза

  • О.Альфаро «Козлик-герой» пер.с исп. Т.Давитьянц;  
  • А.Каралийчев « Маленький утенок», пер. с болг. М.Качауновой;  
  • О.Панку-Яшь «Покойной ночи, Дуку!» пер. с румын.
  • М.Олсуфьева, «Не только в  детском саду» ( в сокр.) пер. с румын. Т. Ивановой.

ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ  НАИЗУСТЬ.

  • «Пальчик-мальчик»,
  • «Как у нашего кота…»,
  • «Огуречик, огуречик..»,
  • «Мыши водят хоровод…»- русские  народные  песенки.    
  • А.Барто  « Мишка», «Мячик», «Кораблик»;  
  • В.Берестов «Петушки»;    
  • Е.Ильина  « Наша елка»(в сокр);  
  • А.Плещеев «Сельская песня»; 
  • Н. Саконская « Где мой пальчик?»;  
  • К.Чуковский «Елка» ( в сокр.).

К концу года дети могут:

  • Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
  • Называть произведение ( в произвольном изложении), прослушав отрывок  из него.
  • Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

СКАЗКИ


1.    Про Иванушку-дурачка. Обраб. М. Горького;
2.    Лисичка-сестричка и волк. Обраб. М.Булатова;
3.    Зимовье. Обраб. И.Соколова-Микитова;
4.    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Обраб. А.Н.Толстого;
5.     Журавль и цапля. Обраб. В.Даля;
6.    Лиса и козёл. Обраб. О.Капицы;
7.    Лисичка со скалочкой. Обраб. М. Булатова;
8.    Жихарка. Обраб. И.Карнауховой;
9.    Чудесные лапоточки. Небывальщина. Обраб. Н.Колпаковой.

О чем можно поговорить с детьми после прочтения сказки «КОЛОБОК»

Откуда появился Колобок в сказке?
Ответ: Колобок испекла бабушка.
Куда бабушка положила Колобка после того, как испекла его? А зачем?
Ответ: на окошко, остывать.
Кого Колобок встретил первым (или сначала)? Кого  потом?
Предложить детям назвать всех, кто изображен на картинке по отдельности и одним словом («животные»). Предложить сосчитать, сколько всего животных. (Для детей младшего дошкольного возраста допустим ответ «много»)
Как Лиса обхитрила Колобка?
Ответ: сначала попросила сесть Колобка на носок, потом на язычок, потому что она плохо слышит песенку.
Чем закончилась сказка?
Ответ: Лиса съела Колобка.
Почему Лиса съела Колобка?
Ответ: потому что Колобок ушел от дедушки с бабушкой, разговаривал с незнакомыми зверями, поверил Лисе.
Что Колобок в разговоре с Лисой сделал неправильно?
Ответ: Колобок поверил Лисе, что она плохо слышит. Колобок любил хвастаться. Ему понравилось, что Лиса его похвалила за песенку.
Чему нас учит сказка «Колобок»?
Ответ: нельзя маленьким одним и без разрешения уходить из дома, нельзя хвастаться, нельзя верить незнакомым и разговаривать с ними на улице, в случае опасности надо позвать на помощь.

Предложить  вместе воспроизвести события сказки.
Очень интересно и весело придумывать другое окончание сказки. Например, чтобы было, если бы дедушка и бабушка увидели, что Колобок укатился? Или, чтобы было, если бы Лиса не съела Колобка?

О чем можно поговорить с детьми после прочтения сказки «РЕПКА»

Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают в огороде.)
Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)
Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)
Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

О чем можно поговорить с детьми после прочтения сказки «ТЕРЕМОК»

Где находился теремок? (В поле.)
Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)
Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Провокационные вопросы к сказкам

Сделать это очень просто. Нужно только умело задать провокационные вопросы по содержанию сказки. Такие вопросы развивают речь, фантазию, логическое мышление, память и внимание ребёнка. А ещё такие вопросы стимулируют малыша развивать креативное мышление, которое в современном мире очень востребовано у специалистов разного профиля.

Как вы поняли, первое условие – это, чтобы ребёнок хорошо знал содержание сказки. Вы неоднократно читали эту сказку малышу, рассматривали картинки, возможно, смотрели мультик, поставленный по этой сказке. А теперь задаём малышу провокационные вопросы по содержанию.

Провокационные вопросы к сказке «Колобок»
• Что бы было, если бы колобка не съела лиса?
• Что бы было, если бы бабка и дедка увидели, как колобок укатился по дорожке, и догнали его?
• Что бы было, если бы заяц пригласил колобка к себе домой, чтобы его детишки могли тоже послушать песенку колобка?
• Что бы было, если бы волк и медведь повстречались колобку в одновременно?

Провокационные вопросы к сказке «Заюшкина избушка»
• Что бы было, если бы петушок не смог выгнать лису из домика?
• Что бы было, если бы лиса велела зайчику принести ей курочку?
• Что бы было, если бы лиса построила домик из камней, и он бы не смог растаять весной от солнца?
• Что бы было, если бы лиса решила поменяться с зайчиком домиком ещё до того, как её домик растаял?

Провокационные вопросы к сказке «Маша и медведь».
• Что бы было, если бы Маша не захотела возвращаться к бабушке и дедушке?
• Что бы было, если бы медведь не убежал в лес, когда пришёл в деревню к дому бабушки и дедушки, а зашёл бы к ним в дом, попить чаю?
• Что бы было, если бы медведь жил в своём доме не один, а с медведицей и маленьким медвежонком.
• Что бы было, если бы медведь заблудился и пришёл не в ту деревню, где жили бабушка и дедушка?

Провокационные вопросы к сказке «Теремок»
• Что бы было, если бы волк и лиса в сказке стали бы злыми и захотели бы съесть зайчика и мышку?
• Что бы было, если бы звери построили не один новый теремок, а два?
• Что бы было, если бы к теремку пришёл жираф?
• Что бы было, если бы медведь, увидев, что не помещается в теремке, ушёл в свою берлогу, не сломав теремка?

Обновлено 22.05.2018 08:40
 
 
 
Для детей 4-5 лет
  Печать E-mail  
 
Май
21
2018

Перечень художественной литературы для детей  4-5 лет рекомендуемый авторами программы «Радуга».

Сентябрь. Чтение художественной литературы:

Песенки и сказки

  • «Сорока-белобока»,
  • «Девочка и лиса»,
  • «Пых»,
  • «У страха глаза велики»,
  • пьеса-сказка С. Маршака «Теремок» или любые другие сказки, которые детям читали в младшей группе,
  • Рассказы Б. Житкова из книги «Что я видел»,Л. Воронковой «Лесные подарки», «Дом под телегой»,
  • русские песенки «Сад», «При долине»,
  • стихотворение-игра: Е. Благинина. «Осень спросим» (к теме «Как я провёл лето»);
  • сказка-несказка В. Бианки «Лесные домишки»,
  • стихотворения Г. Лагздынь «Медвежонок», И. Токмаковой «Туман» знакомят детей с поэтическими образами лесных обитателей и средой, в которой они живут (к теме «Лес»);
    лопарская сказка «Олешек — золотые рожки», сказка О. Хаксли «Как проучили гремучего змея» (к теме «Глина»);
    сказка «Глиняный парень» (к теме «Глина»).

Октябрь. Чтение художественной литературы:

Стихотворения о детском саде:

  • С. Маршак. «Сад идёт», «Ванька-встанька», «Где тут Петя, где Серёжа?», «Книжка про книжки»;
  • С. Михалков. «Про девочку, которая плохо кушала»;
  • Э. Успенский. «Страшная история»;
  • В. Топорков. «Детский сад»;
  • Н. Найдёнов. «Ольга Павловна» (к теме «Знакомство с профессией няни»).

Рассказы о детях:

  • М. Зощенко. «Глупая история», «Умная Тамара» и др. (к теме «Моя семья»).

Русские сказки:

  • «Царевна-лягушка»,
  • «Пойди туда — не знаю куда...»;
  • В. Осеева. «Волшебная иголочка» (к теме «Ткани»).
  • Рассказы Л. Воронковой из книги «Солнечный денёк», Е. Чарушина из книги «Тюпа, Томка и сорока» (к теме «Лес»).
  • Басня И. Крылова «Заяц на ловле»;
  • Природоведческие рассказы В. Бианки из книги «Сказки-несказки» (к теме Лесные обитатели»).
  • Авторские сказки О. Пройслера из книги «Сказки», М. Грозовского по мотивам произведений X. Рассмуссе-иа «Гномик, который перелистывает календарь» (к теме «В Стране чудес»).

Ноябрь. Чтение художественной литературы:

Стихи о числах и цифрах

  • С. Маршака,
  • В. Волкова
  • Сказки «Крот и жаба» и «Лисичка со скалочкой» (перед темой «Мои заботливые помощники (знакомство с основными частями тела)».
  • Малые жанры фольклора: загадки.
  • Басня И. Крылова «Кот и Повар.

Стихотворения

  • С. Михалкова «А что у вас?»,
  • Ю. Тувима в переводе С. Миняикова «Овощи» (к теме «Знакомство с профессиями»);
    А. Пушкин. «Птичка»,
  • В. Жуковский. «Жаворонок»,
  • Ф. Туманский. «Птичка»,
  • Л. Модияневский. «Жаворонок»,
  • С. Дрожжин. «Птичка», «Гнездо ласточки»,
  • Д. Минаев. «Гонялся кот за воробьями...»,
  • И. Косяков. «Чик-чирик»,
  • О. Беляевская. «Для самых миленьких»,
  • К. Бальмонт. «Трясогузка» (к теме «Птицы»);
    Ю. Тувима «Про Янека» и другие стихотворения из книги «Детям»,
  • М. Грозовского «Кролик»;

Рассказы:

  • Б. Корнилов «Как от мёда у медведя начали зубы болеть»,
  • А. Крылов. «Как лечили петуха»;
  • пьеса 11 Рождественской по сказке М. Горького «Про Иванушку-дурочка»,
  • Е. Чарушин «Волчишко».

Сказки

  • сказка-несказка В. Бианки «Лис и мышонок»,
  • стихотворная сказка С. Маршак «Тихая сказка»;
  • народные песенки и сказки: «Ладушки», «Воробей», «Совинька», «Петушок», «Крот и жаба», «Лисичка со скалочкой», «Хвосты», «Как Джиртан увёл детей от страшного дива» (к теме «Мои заботливые помощники (знакомство с основными частями тела)»;
  • авторские сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», Э. Хогарта из книги «Ослик Мафии и его друзья», Э. Успенского из книг «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот» (к теме «Бумага»).

Декабрь. Чтение художественной литературы:

Стихотворения:

  • Б. Житков «Почта»,
  • Н. Кончаловская. «Про овощи»,
  • А. Прёйсен «Весёлый Новый год» (к теме «Путаница»);
  • басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»,
  • Г. Лагздынь из книги «Я скачу» (к теме «Праздники в нашей жизни»);

Сказки

  • финская сказка «Бельчонок Кире и ёлочка»,
  • авторские сказки А. Баллинта из книги «Гном Гномыч и Изюмка»,Л. Муура «Крошка Енот», 
  • сказка-пьеса С. Маршака «Кошкин дом» (к теме «Азбука театра»).

Рассказы

  • природоведческие рассказы Н. Сладкова из книги «Под шапкой-невидимкой» (к теме «Кто как к зиме готовился»);
  • Н. Калинина «Про снежный колобок»,
  • Л. Воронкова из книги «Снег идёт».

Январь. Чтение художественной литературы:

Сказки

  • сказки К. Чуковского и другие авторские сказки, которые детям читали в младшей группе и/или в начале средней;
  • басни И. Крылова «Квартет», «Слон и моська»;
  • сказки Г-Х. Андерсена «Ель», «Снежная королева» (к теме «Необычные встречи»);
  • сказки-пьесы Т. Рик из книги «Стихи и сказки для семьи и детского сада» (к теме «Азбука театра»).

Сказки разных народов:

  • туркменская сказка «Голубая птица»,
  • таджикская сказка «Коза — кудрявые ножки»,
  • узбекская сказка «Упрямые козы»,
  • русская сказка «По щучьему велению».

Загадки Е. Благининой из книги «Любимые стихи» (к теме «Викторина»);
 
Рассказы

  • Л. Воронкова из книги «Снег идёт»,
  • Е. Чарушин из книги «Тюпа, Томка и сорока»,
  • Н. Сладков из книги «Под шапкой-невидимкой».

Стихотворения

  • С. Маршак из «Разноцветной книги»,
  • Г. Лагздынь из книги «Я скачу» (к темам «Лес», «Лесные обитатели»).

Февраль. Чтение художественной литературы:

Стихотворения:

  • С. Михалков. «Дядя Стёпа»,

Чтение и обсуждение:  

Познавательные сказки С. Баруздин. "У зелёной ели"

Природоведческая литература:

  • рассказы В. Бианки,
  • рассказы Е. Чарушина,
  • рассказы Н. Сладкова и др.

 

Произведения, в которых рассказывается о мальчиках:

  • азербайджанская сказка «Джыртан»;
  • финская сказка «Малыш»;
  • английская народная сказка в обработке К. Чуковского «Джек — победитель великанов»;
  • немецкие народные сказки: «Юный великан», «Сахарный домик»; Ш. Перо «Мальчик-с-пальчик».


Март. Чтение и обсуждение:

  • Г. Лагздынь. «Ландыш»;
  • Т. Сикорская. «Весенняя»;
  • И. Токмакова. «Весна»
  • Стихи о насекомых

Апрель. Чтение и обсуждение:

  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне...»;
  • Аксаков «Цветик – семицветик»,
  • А. Барто «Девочка чумазая»,
  • С. Семенов «Как стать неболейкой», 
  • С. Михалков «Сказка о зубной щетке», «Про мимозу»,
  • познавательные сказки  Гусарова Н. «Как лис весну встречал»,
  • Ирис Ревю « Сказка про весенние месяцы», «Веселая сосулька».


Май

  • В. Приходько «Вот когда я вырасту»,
  • И. Демьянов  «Замарашки»,
  • А. Кондратьев «Зеркало»,
  • Р. Сеф «Мыло»,
  • Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»,
  • О. Нэш «Микроб», 
  • Я. Бжехва «Муха – Чистюха»,
  • С. Капутикян «Хлюп – хлюп», 
  • Э. Фарджен  «Мыльные пузыри»,  
    Р. Куликова  «Мыло»,
  • С. Погореловский  «Про глазки-глазенки, глаза-глазища».
Обновлено 22.05.2018 09:17
 
 
 
Обратная связь
  Печать E-mail  
 
Дек
23
2017
Задать вопрос начальнику департамента образования Задать вопрос руководителю

Задать вопрос НАБЛЮДАТЕЛЬНОМУ СОВЕТУ

Оставить отзыв
Обновлено 23.12.2017 10:17
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff