Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
  Печать E-mail  
 
Нояб
10
2014

Квасникова Р.В.
специалист по изодеятельности
МБДОУ «Детский сад №352» г. Перми

«…если иметь в виду тот факт, что всех видах
деятельности дошкольника возникают совершенно
 своеобразные отношения мысли к действию,
именно возможность воплощения замысла,
 возможность идти от мысли к ситуации,
а не от ситуации к мысли…»
Л.С. Выготский

Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также самостоятельность- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Успешность воспитания самостоятельности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности определяется наличием в работе педагога следующих компонентов:

  • Накопление у детей представлений и знаний о самостоятельности как социального качества личности.
  • Развитие интереса к художественной деятельности.
  • Накопление достаточного объема умений, навыков и ручной умелости.
  • Развитие общественных мотивов деятельности, через организацию совместных, коллективных занятий.
  • Упражнение детей в формах самостоятельного поведения.
  • Формирование элементов самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности.

Человек, как личность, оптимально развивается в условиях собственной творческой практики.

Началом развития художественно-творческих способностей дошкольников является их самостоятельность в изобразительной деятельности.  Развитие самостоятельности в изобразительной деятельности  тесно связывается с творчеством -  создавая  выразительный  образ, ребёнок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на свои представления, использует  разные изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослого, самостоятельно подбирая способы осуществления задуманного.
Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем дошкольном возрасте выполняет охотно.

Это сложный процесс, тесно связанный со следующими факторами:

  • ребёнок должен владеть определёнными умениями и навыками рисования и лепки;
  • уметь обследовать предмет;
  • воображать;
  • выражать свои эмоции;
  • планировать свою работу;
  • иметь определённую базу личного, жизненного опыта.

Кроме этого, успешность воспитания самостоятельности у дошкольников во многом зависит от умения педагога:

  • развитие общественных мотивов деятельности, через организацию совместных, коллективных занятий;
  • упражнение детей в формах самостоятельного поведения;
  • формирование элементов самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности.

Решать проблему развития у детей художественно-творческой самостоятельности и элементов творчества в изобразительной деятельности помогает использование в работе вариативной методики.
Психологическая предпосылка к обоснованию принципа вариативности – предупредить образование привычки приобретать и использовать изобразительные, технические навыки не только путём подражания действиям взрослого, но и путём самостоятельного поиска.
Вариативность должна быть во всём: в наглядности, в среде, в наборе материала для работы.
В начале занятия - для вхождения в образ, для мотивации, для активизации навыков на сенсорной основе или через показ наглядности, тут же идёт погружение в содержание будущей работы, ориентировка на собственный замысел.

В процессе работы -  оказания индивидуальной помощи через вариативный ряд или модель (Например, в процессе рисования собаки, по возможности представить детям изображения собаки в разных вариантах: сидит, лежит и т.д., а так же её объемную модель). Руководство самостоятельной деятельностью не должно мешать развитию замысла ребёнка (не вмешиваться, не творить за него).

Основным обучающим приёмом остаётся показ. Но и показ должен способствовать творческой работе ребёнка. Он может быть: вариативным, или незаконченным, или по вариативной наглядности; ребёнку даётся право выбора способа, приёма.

Не забываем хвалить ребенка за малейшее продвижение к нужному результату. Он должен усвоить, что делать самому – это здорово, это не страшно, это очень приятно. Ребенок должен видеть, что многое в этом мире зависит от него, от его решений. С ним можно советоваться, можно предоставлять ему выбор, спрашивать.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными в данном случае изодеятельности, дети могут использовать их в самостоятельной деятельности в свободное время.
Работу по подготовке к самоорганизации  целесообразно проводить в непосредственно образовательной деятельности в качестве их составной части, направленных на развитие желания и умения самостоятельно «творить». Например: перед окончанием занятия обратить внимание детей на различные материалы, выложенные в художественно эстетическом центре, и напоминает, что  сделать подобные  работы можно не только в совместной деятельности со взрослым, но и самостоятельно. Тут же обговорить с детьми, что можно нарисовать, слепить в свободное время, обсудить варианты, способы, последовательность.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеёнкой).

Для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей необходимо иметь в группах центры художественного творчества, в которых:

  • широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;
  • бумага разного цвета, формата, фактуры;
  • аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т.д.);
  • трафареты, силуэты;
  • дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Организованные таким образом художественно эстетические центры дают детям возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка, открывает новые возможности данного вида деятельности для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать, организовать предстоящую работу.

Целесообразно тут же разместить серию карточек по самоорганизации самостоятельной деятельности.

  • 1-  мальчик, рассматривающий различные образцы и модели (постановка цели);
  • 2 – мальчик, стоящий около стеллажа (он отбирает предметы, необходимые ему для лепки задуманного);
  • 3 - сидит за столом, где разложены отобранные материалы (планирование работы);
  • 4,5 – мальчик, выполняющий лепку, и складывающий на место материал (исполнительская часть деятельности с использованием самоконтроля);
  • 6 – мальчик показывает выполненную работу воспитателям и детям (самооценка).

И последнее — необходим тесный контакт воспитателей и специалистов в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду.
Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Обновлено 10.11.2014 06:50
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff